23:30 

808080
Уже довольно давно меня поразила статья малазийского журналиста, и с тех пор крутится в голове. Он идеалист, но из тех, с кем мне очень хотелось бы побеседовать, редкое дело. Вот мой перевод этой статьи, для желающих ссылка на оригинал. Я не профи, но весьма скрупулёзно перевожу, поэтому лишь два слэнговых слова оставлены как есть, возможно рафинированный журналист ошибся в их написании, я не нахожу их в слэнговых употреблениях.


------------------------------------
Farish A. Noor
Жизнь в вульгарные времена.


Для припудренного, носящего льняные костюмы субъекта, вроде меня, довольно редкое событие разъяриться публично, таким образом я пишу эту заметку с долей смущения, начнём с этого. Недавно, во время одной из моих охот на антиквариат в районе Центрального Рынка, я испытал нечто, поднявшее моё артериальное давление в такой степени, что это гарантировало написание статьи по мотивам.

Пробираясь между горами сделанного в рассчёте на туристов кича, который изображает современное народное творчество и промысел Юго-восточной Азии, (лелея слабую надежду действительно натолкнуться на что-то стоящее приобретения, но совершенно напрасно), я услышал разговор неких молодых паршивцев. Они смотрели на кукол Ваянг Кулит висящих на двери одной из лавок рынка, тыкая пальцем в сторону фигур героев Махабхараты - Юдистиры и Арджуны, двоих из пяти братьев Пандавов. Панкоголовый паршивец сказал своему бритому налысо приятелю с кольцом в носу: "Герои, тоже мне. Тощие, на переодетых баб тянут, типа. Мышц на руках нет, какие из них герои? Да пидоры это!"

В нормальных обстоятельствах я бы не обратил внимания на подобное невежественное замечание. Если малазийцы не удосуживаются почитать немного про собственную культуру и историю, то с какой стати нам оскорбляться, когда туристы говорят аналогичные вещи и думают аналогичные мысли? Кто готов объяснить братухам-паршивцам, отчего героические фигуры Махабхараты в переложении Нусантары были и остаются тонкого сложения, изящные, почти женственные? Даже если я взобрался бы на свой ящик из-под мыла чтобы разразиться внезапной лекцией об эстетике маскулинности в Юго-восточной Азии, кто стал бы слушать? Вместо этого, я только проклял своё невезение в поисках хотя бы одного приличного образца ювелирных украшений нёня...

Но, спустя месяц, события заставили меня вернуться к тому эпизоду. Словно размахивая руками после драки, я сожалею что не стал отстаивать свои позиции, не защитил тонкие руки старого доброго Арджуны, того самого, который с длинными ресницами и чувственными пухлыми губами. Я сожалею о самом факте того, что уклонился, не встал на защиту значимости утончённости супротив неотвратимого, неотступного, вонючего потока вульгарного и вульгарности. Ибо, мы без сомнения живём в вульгарное время.

Приметы вульгаризма нынче окружают нас со всех сторон: политики утратили взвешенность и хватаются за оружие, вопят кровавые триумфальные лозунги при одном виде микрофона. Влиятельные лица полагают, что их могущество так велико, что особняк, который они строят, должен всецело отображать масштаб владельца, до такой степени, что их жилища начинают превосходить дворцы одинаково размерами и пошлостью. Аргументы сталкиваются уже не с контраргументами, а с судебными тяжбами или угрозами свести счёты. Слишком невыносимо для наших любимых "Азиатских ценностей", которые предположительно должны быть ох какими утончёнными, рафинированными и отмеченными мудростью.

Однако прочтение Битвы пяти Пандавов (малайского переложения Махабхараты) указывает на другие года, когда могущество было заметно и понимаемо без беспощадной пиротехники; скорее обратное: как сдержанность, контроль, самообладание и манеры. Фигуры Юдистиры и Арджуны воплощают эту эстетику и моральный идеал во плоти. В Битве Пандавов (впрочем, как и в случае множества других эпических историй древней Нусантары) идеальный герой это человек, который ограничивает себя скорее, нежели позволяет своим эго и либидо сорваться с цепи. Идеальный герой медитирует (встречаются продолжительные эпизоды медитации в пещерах и горах, составляющие весьма живописные кадры), умерен в еде (отсюда тонкая талия, ничего общего с пилатес), говорит и того меньше (ещё один Бергмановский нюанс, в идеале снятый на зернистый монохром) и когда он должен сражаться, то часто вынужден бороться со своим сознанием до, во время, и после кровавого побоища.

Пока уродливые, мопсолицые, в бугристых мышцах, неуклюжие плохиши первыми хватаются за свои крисы, идеальный герой вынимает оружие из ножен со всей элегантностью чайной церемонии, полностью осознавая последствия своего поступка и чем придётся поплатиться после. Именно поэтому все негодяи присутствующие в представлениях Ваянг склонны обладать глазами навыкате, толстыми губами, преувеличенными носами, пивными пузами, тяжёлыми мускулистыми руками и ногами, толстыми запястьями и щиколотками. Практически всё в них и их телах говорит языком избыточности и преувеличения: слишком много страстей, слишком много гнева, слишком много тестостерона, слишком много волос на лице, слишком много перца в их рационе.

Утончённое против вульгарного: диалектика морали во вселенной Юго-восточной Азии опиралась на некоторое количество сводов, включая эстетический, моральный, политический. Вульгарный злодей подавляет, изводит, запугивает, угрожает влиянием, никого не слушает. Современный аналог сохраняет внешнее сходство: ничем не гнушается, его дом делает соседские карликовыми, его караоке с мощностью Кракатау оставляет его друзей глухими и обалдевшими, рядом с его внедорожником и брюликами гангстерские сутенёры выглядят как церковные служки.

Напротив, утончённый герой сопротивляется, находя силу в последовательности, упорстве и тихой решимости. В то время как бандитствующие вульгарные войска насилуют и грабят, он медитирует на скале, концентрируя всю силу вселенной в своём мизинце, ожидая момента чтобы обнажить свой узкий женственный крис, который взлетит в небо и порешит грязную банду. Современным аналогом стал бы политик, который придерживает язык, который умеряет свои речи, который успокаивает толпу - а не накручивает машину ненависти. Современный утончённый герой знает, что для нации имеет значение не очередной жирный уродливый торговый центр или небоскрёб, а чистые счета и успешные проверки. Он знает, что важна не марка его машины, а как он её водит.

Когда-то мы были утончёнными людьми. (Хорошо, пусть не все из нас, конечно, но здесь я пытаюсь быть великодушным в полулести). Это был регион, где могущество просматривалось не сквозь призму насилия и кровопролития, но демонстрировалось путём рассчётливой умеренности, которая совершенствовалась и выражалась в элегантных, благородных, цивилизованных манерах. Чёрт возьми, тогда у нас был класс.

Теперь наши утончённые герои отброшены как пидоры, мотоциклетные банды за одну ночь стали патриотами а истерические демагоги и ненавистники стали публичными фигурами. Какой грязный удар для нации, которая могла бы целить куда выше. Мы живём в вульгарные времена, и всё теперь кажется таким koman и chekai...

@темы: ресурсы, рассусоливание, писакля, однатанцую, ПИСАКЛR

URL
Комментарии
2015-03-17 в 23:39 

his
пидоры это какой-то нездоровый взгляд на эстетику ваянг

2015-03-17 в 23:46 

808080
his, читай внимательно: это взгляд молодых людей не вникающих в культурное наследие собственной страны (и культуру в целом). Трудно сказать, что здоровее - несовпадающая с грубыми реалиями рафинированность, или совпадающие грубые же качества. Выживают не сильнейшие, выживают и торжествуют приспособленцы.

URL
2015-03-17 в 23:52 

sulveriala
Это у человека действительно наболело.
Однако, трудно списать всю вульгарность на влияние американской и европейской культуры. Скорее, смена элит привела злодеев к деньгам и власти. А те уже, обиженные на свои портреты в традиционной культуре, выбрали нечто более привлекательное.

2015-03-17 в 23:56 

808080
sulveriala, я сейчас кропаю кое-что, может выйдет выразить мнение.

URL
2017-07-19 в 11:27 

Nothing Sapiens
Что на уме - то на языке... в основном, колбаса.
808080, сейчас низовая культура, с торжеством эго и вульгарности вопит со всех углов, как минимум, потому что голос громче. От ток-шоу до социальных сетей, и ходишь по стеночке, чтобы не дай жизнь не вступить... Максимум, что интересует такой уровень в разных культурных штуках - чем круто и сколько стоит. И брутальные штампы уровня мужик - воин-гора мышц, баба - ККК. Особенно для Дальнего Востока, где показателем высокой культуры стал аскетизм и минимализм, такое поведение выглядит и смело, чем привлекательно для юных бунтарей, и очень нервирует культурных людей. Этим товарищам некогда вникать в исторические ценности, им надо "свою телку с тачкой и семками" в соцсеть показать. это я по щелковским тегам в инстаграме походил

2017-07-19 в 22:41 

Nothing Sapiens
Что на уме - то на языке... в основном, колбаса.
808080, еще про утонченную мужественность в голову пришло - средневековые арабские путешественники-купцы-просветители тоже не мускулами поигрывали, а гибкостью и интеллектом. Интересно, современный интеллектуал-гей Шерлок (как образ) - это тоже синдром эпохи помимо фансервиса? Неужели мужчина-эталон может быть утонченным интеллектуалом, только будучи геем?

2017-07-20 в 01:12 

808080
Nothing Sapiens, а почему "низовая" культура? У этой голос всегда громкий, она раньше помалкивала, что ли? Я искренне считаю, что это ОСНОВНАЯ культура свойственная практически любому социуму. В СССР не было "рынка", но была идеология, которой служили мифы типа "самого читающего народа в мире". С развёртыванием базара громче стали запросы, а уж за ними и предложения. А "культурная культура" это тонкая как земная кора штука на основном ядре, и насколько она искренне почитаема и востребована кем-то кроме столь же тонкого слоя человечества? Ну и насколько эта культура действительно вся их воздухов тонкорастёртых? Настолько, насколько отрабатывает свою миссию, уже не тянущую нагрузку современного мира. читать дальше

Фариш Ахмад-Нур реально такой прекрасный идеалист, денди, получивший образование в Британии. Наряду с таким активом как внимание, острый ум, ирония и тонна усвоенных книг, он по своим личным причинам несколько в башне слоновой кости, и оттого идеалистичен. Но он незаурядная личность, а таковая всегда "субъективна", это отличает личность от субстрата, это интересно.

А по второму абзацу:
Средневековые путники и купцы, если отмести ту же идеализацию, поигрывали чем есть при себе - кулаками наёмных вояк, деньгами, оружием, своим опытом перемещения, влиянием и связями... Просветитель занимался донесением неких "сведений", и на фоне масс действительно выигрывал, но тогда не принято было всем двором идти в вуз за корками или читать лекции онлайн.

Гейство сразу можно отмести.
1) Потому, что гею как таковому не обязательно выпадает утончённость и интеллект (см. Финского Тома). Это про плоть а не про разум.
2) Не синдром, а определённый период западной культуры, типа детская болезнь, когда надо штампы типа "эмо-скримо", "независимый хипстер", "метросексуал" и прочее. Городской благополучный обыватель (и не только он а ещё и прилегающие слои) нуждается в рамках, внутри которых он будет пользоваться определённым набором, избавляющим его от невыносимых поисков "ктоячтоя". Некогда набивать шишки опыта, потому что навязанное понятие о благополучии и так отнимает много жизни.

Пока никто не ведал понятия "депрессия", её и не было, кроме малого процента клинических случаев. Теперь всё страдают, оправдывают этим что угодно, и воображают что это объективная данность, а на каждом углу в будке сидит психолог в ожидании денег. Профит!

Пока личные "свободы" жёстко ограничивались моралью (втч религиозными рамками), мало кому было выгодно гордиться чем-то непатриархальным. Во второй половине ХХ века "гордость" выступила как форма принятия себя и других таковых - "я чорный и горд этим!", "моё тело только моё, какое ни на есть!" "мой выбор кого мне любить, примите без лицемерия!" итд. Это этап человечества, он может постепенно сойти на нет как звучащий и остаться само собой разумеющимся (женщины носят брюки. ортодоксальные женщины - нет), социолиния может загнуться в любую сторону к ХХII веку. Но в любой форме, человек прослывший "культурным" ещё долго будет оставаться нечастым субъектом.

URL
2017-07-20 в 11:37 

Nothing Sapiens
Что на уме - то на языке... в основном, колбаса.
808080, потому что раньше у низовых ценностей не было телевидения и соцсетей, которые продвигают их в иерархии наверх, но Вы правы, это всегда было культурой большинства. Сейчас реализуются виртуальные железные занавесы, моральные нормы и культурные запреты. Если не хочешь, со стороны можешь туда не ходить, или придти и жить в этом, но если ты в этом родился, то поменять картину мира будет очень сложно. С другой стороны, выбрал рамки по вкусу и самоопределение готово - "я - байкер", "я - хипстер", "я - одинокая сильная женщина с котом и в депрессии", "я - последователь религии". Удобно и требует только практических и заранее известных телодвижений.
Ок, про гейство из другой области, а теперь я, кажется, понял, из какой. У моего дедушки, который всю жизнь прожил на Кавказе, есть названный брат - армянин, а еще у него была гражданская жена, после смерти бабушки. Привозит он ее на Кавказ, они с братом обнимаются, целуются, а эта дура выдаёт что-то вроде "вы голубые?". Конечно, ей пришлось уехать. А все из-за того, что они ей шаблон порвали своим шаблоном.

2017-07-20 в 12:49 

808080
Nothing Sapiens, битва шаблонов... хоть мега-шоу на телевидении устраивай! :gigi:

URL
2017-07-20 в 15:58 

Nothing Sapiens
Что на уме - то на языке... в основном, колбаса.
808080, ох, не люблю я реалити-шоу, реальность веселее😁

2017-07-20 в 16:13 

808080
Nothing Sapiens, да это приступ саркастической маркетологии был. Реальность меня не веселила никогда.

URL
   

panopticum

главная